понедельник, 27 апреля 2009 г.

«При мыслях, что я человек – всегда возвышаюсь душою» /В.А.Жуковский/

Человек – это главная тайна мироздания. Философский подход Спиркина к человеку предполагает выявление его сущности, детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия также выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-психологических типов личности. Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого или не удовлетворяясь ими, устремляется к новым целям и идеалам. Сущностные признаки, отличающие человека – это прежде всего сознание и способность мышления, другой признак это – труд. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, сознательно преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Культура – еще один отличительный признак человека. Социальность, тоже отличает человека от всех других феноменов жизни. Прислушайтесь, как человек оценивает других, и вы узнаете его самооценку: оценка других – это своего рода зеркало самооценки.

При любых реформах в обществе, направленных на повышение эффективности экономической системы, опять же в целях роста благосостояния человека - появляются устойчивые неэффективные институты или нормы поведения, что пока способствует еще большему расслоению общества. Возникают так называемые институциональные ловушки: бартерные, экономика неплатежей, теневая экономика, коррупционная ловушка. Так вот одним среди многочисленных выходов в таком состоянии является эволюция гражданской культуры. Способность агентов к рациональной координации своих действий зависит от гражданской культуры и развитости гражданского общества. В ряду ценностей можно назвать справедливость, заинтересованность и др. Излишне абстрактный подход к социальным ценностям (например, чрезмерный упор на общечеловеческие ценности) препятствует познанию ценностей в интересах активного практического социального действия.

Цицерон под культурой понимал обработку ума человека с целью получения нужных результатов. В дальнейшем под культурой стал пониматься смысл просвещенности, образованности и воспитания человека. Далее уже культура приобретает оттенки личного и в первую очередь религиозного совершенства, духовного и политического саморазвития общества и человека, которое проявляется в движении науки, религии, искусстве, морали и государственных форм просвещения, как область духовной свободы человека и прогрессивное раскрытие способностей человеческого ума, как система ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни общества того или иного типа. Поэтому каждый шаг в развитии человечества это этап движения в развитии культуры. По отношению к человеку культура выступает как «инструмент» выживания и как «стихия» его жизни. Культура делится на материальную и духовную. Причем они находятся в органичном единстве и благотворно взаимовлияют. Духовная культура включает в себя несколько функций – познавательную (гносеологическую), информационную, коммуникативную, регулятивно - нормативную. Эти функции по сути выполняют главное предназначения культуры по воспроизводству человека как творческого существа, носителя разума, прогресса и гуманизма. И как часть культуры, основная функция религии – нравственно-социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие. Религия воссоединяет жизнь двух миров – земного, природно-социального, и трансцендентного. По сути, в религии исключительное значение имеет отношение индивидуальной души к трансцендентному. Прежде всего, конечно следует различать психологические причины возникновения религии и социальные корни религиозного сознания. Социальные факторы, которые обуславливают религиозное состояние в разные века являлись низкий уровень производства, сопровождавшийся в той или иной степени бессилием человека перед природой, эксплуатация человека человеком, социальное расслоение общества и пр. Религиозное состояние души человека – во многом дело сугубо индивидуальное и чрезвычайно тонкое. У меня на протяжении всей моей исследовательской деятельности в области экономических явлений сложилось четкое понятие, что бог не столь важен, важна та трансцендентность, которая способна сформировать целое движение в виде буддизма, христианства и т.д., которое по сути способно организовать массы населения и «подчинить» или «способствовать» общечеловеческим канонам поведения, оказать социально-психологическую помощь в затруднительном положении. Многие ученые работают над изучением и формированием идеологии религии, ее моделями осовременивания. Однако не стоит исключать того, что наше общество строит инновационную экономику, а с развитием науки будет меняться и гносеологический смысл религии, как низший вид знания, который в результате если не будет обречен на исчезновение, то существенно трансформирован.

Для того, чтобы общество не расходовало чрезмерно свое время на отвлекающую от активной деятельности подобную трансцендентность в настоящее время социальная политика (являясь частью культуры) имеет непосредственное отношение к общественному благосостоянию людей, способствует удовлетворению их материальных, социальных и интеллектуальных потребностей, формированию уважения и человеческому достоинству, к установлению социальной стабильности, социального мира в обществе. И если церковь будет способствовать этому, то и риски социальные естественным образом будут уменьшаться. Общество должно создавать среду, не возводящую непреодолимых препятствий на пути гениев, и сделать обычного человека достаточно свободным от материальных забот, чтобы он имел возможность интересоваться чем-то иным, помимо поисков средств существования. Мудрость, наука и искусство в мире изобилия чувствуют себя лучше, чем в среде нуждающихся людей.

Человек, как и любой индивид экономики, прежде всего для себя должен сделать выбор. Какова его цель (стратегия) в жизни. Правильный выбор цели в долгосрочной перспективе начинается от сформированного мировоззрения (идеалов в жизни), на основании этого идет выбор цели в краткосрочном периоде. Доказано, что если человек видит свои перспективы в позитивном свете, то и действия, цели, он определяет под эту перспективу и окружение способно развиваться по его сценарию. И наоборот. Та же ситуация с будущими пенсионерами. Человек, не способный увидеть свои перспективы - лишается определенной части будущих доходов. Перестройка идеологии граждан России и мира неизбежна. Все зависит от возможностей самого будущего пенсионера и его родственников, их общего человеческого капитала. Ведь мировоззрение пенсионера складывается на протяжении всей его жизни и зависит от финансовой грамотности общества. Для того, чтобы иметь нетрудоспособным гражданам достаточно средств - в нашей стране и в других странах создано достаточно условий, которые также в дальнейшем подлежат эволюционному развитию и совершенствованию. Многие недопонимают того, что условия их жизни на пенсии зависят от их жизнедеятельности в течении трудоспособного возраста. Если он отдавал всего себя государственной службе, без возможности иной самоактуализации - то естественным образом государство должно заботиться о нем до конца жизни. Если он вкладывал деньги в образование своих детей, то дети естественным образом позаботятся о нем. Если он вкладывал средства только в свое развитие и свое обеспечение - то таким гражданам наверняка труда не составит себя обеспечить и на пенсии. Ситуации разные. Как говорит народная мудрость: "Кто и что заработал своим трудом." Поэтому коллизии государства, причем слабо продуманные тянут нашу страну назад вместе с человеком и его неуверенностью и не только в завтрашнем дне. От этого и жалко вроде как бабушек, которым не говорили – «девушка, копите денежки и вкладывайте их разумненько, иначе, когда будете на пенсии - будете элементом риска, в виду противоречий между поколениями или долгами государства.»

Все дело в том, что вопрос пенсий, это вопрос самоопределения человека и не только на пенсии, но и во время трудовой деятельности. В принципе, подобная нацеленность общества в нашей стране уже стала проявляться с начала преддверий пенсионной реформы - приблизительно с 1996 года. Общество раньше действительно не задумывалось о том, что человек должен сам определять свою жизненную стратегию, в том числе и в пенсионном возрасте. Надежды были на государство - типа "я отработал - государство мне и оплатит". Но в такой постановке вопроса есть одна неувязка - государство за человека и определяет его уровень жизни на пенсии. Обычно в такой ситуации предполагается базовый минимум, на уровне прожиточного минимума. Поэтому, если человека устраивает такой минимум на пенсии - то и возможности будут ограничены у пенсионера соответственно этим уровнем минимума. И кстати, не только уровнем пенсии, но и экономической ситуацией страны и конкурентоспособностью страны во всем мире, которая также зависит от способности всего мирового сообщества аккумулировать сбережения в инвестиции. Современный человек и человек будущего должен задумываться о помощи государства только в критических ситуациях, а в основном – полагаться на свой собственный разум.

Период экономического роста определяет благосостояние человеческой среды, а также и то, что человек кушает и во что одевается, как показатель его обеспеченности и благополучия экономики. И духовность также определяется на основе средств, которыми распоряжается его обладатель. Нищему сложно не только стать духовно развитым гражданином, но и полноправным членом общества - о таких категориях естественно должен идти отдельный разговор... И уж ни в коем случае нельзя идти у таких категорий на поводу, посредством продолжения поддержки распределительной системы, ущемляющей и без того ущемленный финансовый рынок - они должны стремиться к более высокому уровню социальной иерархии, посредством накопительного пенсионного обеспечения. Со временем развития экономики меняются доходы и растут потребности граждан, поэтому я надеюсь, что к моей пенсии условия и экономики и пенсионного обеспечения изменятся в сторону, наиболее отвечаемую принципам человека будущего.... Но для этого нужны реальные сбережения. Если общество неспособно будет привлекать инвестиции - оно будет тоже жить нормально, но для того уровня сознания, который будет обеспечивать их собственный кошелечек. Думаю, что при сложившейся тенденции развития пенсионной системы, в век глобализации где-нибудь этак в году 2020-2030 россияне – будущие пенсионеры начнут выбирать страну, где более оптимальны условия социального пенсионного обеспечения.

Иными словами, здесь необходимо опираться на концепцию понимания качества потенциала населения и соответствие потребностей идеальному типу. В целях усиления качества рабочей силы, которое зависит от физического и психического здоровья человека, его социального поведения, творческого и когнитивного потенциала, коммуникабельности и достижительных потребностей, нравственных и культурных характеристик, сегодня особенно остро возникает ряд актуальных проблем, успешное решение которых существенным образом влияет на социально-экономическое развитие стран и общества. Должна возникнуть нацеленность ключевых институтов и структур экономики и общества, массовых социальных слоев на расширенное воспроизводство и качественное обновление. Их жизненные перспективы, статусные возможности, стратегические интересы должны быть замкнуты на расширение национального богатства и производительного капитала (общественного и собственного), а не на их перераспределение, в том числе используя инновационные достижения и активную финансовую политику, в целях развития стран третьего мира.

Проблемы, связанные с прямым вмешательством государства в потребление, не являются каталлактическими проблемами (рыночные явления). Они выходят далеко за рамки каталлактики и затрагивают фундаментальные вопросы человеческой жизни и социальной организации. Если правда, что власть государства от бога и провидение предоставило ему право действовать в качестве опекуна невежественного и глупого населения, тогда, безусловно, в его задачу входит регламентация всех аспектов поведения подданных. Ниспосланный правитель лучше знает, что хорошо для тех, кто находится на его попечении, чем они сами. В его обязанности входит ограждать их от вреда, который они могут навлечь на себя, если будут предоставлены сами себе. По сути (Мизес Людвиг фон, 2005, стр. 272), что означает прямое давление с целью принуждения к определенному поведению? Как правило, в этом случае индивид обязан выполнить конкретное задание; закон принуждает его к неопределенной деятельности, определение которой оставляется за исполнительной властью. Индивид обязан подчиниться, чтобы администрация ни приказала ему сделать. Крайне трудно установить, соответствует ли команда, отданная исполнительной властью, его силам и способностям, и сделал ли он все что мог, для ее исполнения. В отношении бизнеса требование принуждения способно подвести предприятие к банкротству, в тот момент, когда закладывается изменение качественной среды предприятия. Любой индивид в любом аспекте своей качественной среды и в любом своем проявлении зависит от решений власти. Таким образом, снижая эффективность производства в виде установки определенного процента налога или определенного процентного порога торговой надбавки, государство способствует как росту цен, так и снижению прибыльности, а соответственно еще более сильной структуризации в масштабах всей экономики, ограничивая доход его деятельности принуждением к несвойственному человеческой деятельности поведению в сфере экономики. При этом администраторы находятся и в роли законодателя, и исполнительной власти, и прокурора и судьи и экономистами. Именно это имеется в виду, когда говорят о недостатке свободы в экономике национального хозяйства. Никакая система общественного разделения труда не может обойтись без способа определения ответственности индивидов за свой вклад в совместные производственные усилия. Если эта ответственность не определяется ценовой структурой рынка и порождаемым ею неравенством богатства и доходов, она должна навязываться прямым полицейским принуждением. В рыночной экономике идет принуждение только с целью предупреждения преступлений прямым давлением. Человек стремятся не к материальным благам как таковым, а к услугам, которые им могут оказать эти блага, т.е. получить приращение благосостояния, которое эти услуги способны доставить.

Если экономика является государственно регулируемой в аспекте сверх высокого регулирования цен и доходов индивидов, то имеется элемент угнетения не только экономической среды, но и как следствие социальной сферы. От этого угнетения страдает человеческий капитал и его психологический генотип, страна не имеет полноценной возможности развиваться с точки зрения прогрессивных технологий и производственных возможностей – она в них просто не заинтересована – таким образом, государство обречено находится в роли периферийных государств. Как таковой системы социально-экономической не существует – она ущемлена централизованно - командной экономикой, неразвитостью финансовой системы и излишне завышенной доходной частью госбюджета, которая имея при этом огромные налоги не способна социально обеспечить своих граждан в целях развития их человеческого капитала посредством зарегулированности экономики. Социально-экономическое развитие может быть справедливым и успешным тогда, когда конечные цели соответствуют пониманию и стремлению простого человека к некоторому идеалу, позволяющему ему порадоваться за свою будущую судьбу и судьбу своих потомков.

Список литературы:

А.Г., С. (2003). Философия: Учебник для технических вузов. М.:: Гардарики.

Мизес Людвиг фон. (2005). Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. (п. с.-г. Куряева, Перев.) Челябинск: Социум.

Н.А., В. (2006). Социальная политика. Энциклопедия. (п. Н. Под ред. д.э.н., Ред.) М.:: Издательство "Альфа-Пресс".

С.А.Якуш Путешествие по экономическому пространству Беларуси 2008г.

1 комментарий:

technograf комментирует...

интересно...