пятница, 8 февраля 2008 г.

На Сахалине ценится каждый ученик


История нашей школы – проста.

Дело всё в том, что мы когда-то учились и проживали в теперь приходящем в упадок посёлке Катангли Ногликского района Сахалинской области. Детство и учеба проходили размеренно, со своими уникальными особенностями, присущими северным районам Сахалина. Это и огромные сугробы, и тонкий лед, и размах полета лыжников, и шведская стенка в маленьком спортзале, и прогибающийся пол второго школьного этажа, и огромные предметные плакаты...


И вот теперь, горестно и больно видеть ту разницу, которая вдруг потрясает наш современный мир подобными посёлками-кладбищами. В 12 километрах от райцентра - разваленный, убогий, населённый пункт, поражённый заболеванием бывших пожарищ. Как ни печально, но в нашем Катангли постепенно рушится всё. На месте клуба "Нефтяник", где мы танцевали по субботам - растёт лес. Это было место не только для возникновения чувства первой любви, но и разговоров о жизни и будущем. Новую, недавно отстроенную школу тоже частично разрушили, горят дома переселившихся в райцентр жителей, ещё действующие магазины. Принцип жизни в северных рабочих посёлках таков, что происходит быстрая смена населения. Одни приезжают, как говорят на заработки, другие уезжают. Но и за этот небольшой для всей жизни промежуток времени люди успевают сплотиться и прирасти к этим сложным природным условиям и нелегкой обстановке рабочего поселка. И вот теперь, сохраняя память о поселке, мы надеемся, что руководство области, общественность, инвесторы предпримут максимум усилий, чтобы жители Катангли - настоящие и бывшие могли видеть, что их посёлок превращается если не в посёлок для проживания, то в промышленный центр. Память упрямое творение - и прежние Катангли, школа, по сути теперь культурный центр посёлка - останутся в нашей памяти тем ярким пятнышком детства, благодаря положительным эмоциям которого, мы шли по жизни. В школе бывало разное. Но более всего, мне запомнилась Паклина Галина Ивановна – преподаватель математики. Сочетание строгости, аккуратности, логики. Скажу честно - её редкие улыбки радовали мою тогда маленькую душонку. Получить «4» у неё было пределом мечтаний! Честно говоря, только на её уроках я поняла, что если запустить материал – то потом придётся слишком долго «догонять». Вспоминаются её конспекты, написанные красивым почерком, всегда тщательно подготовленные к каждому уроку. Рыбкина Галина Николаевна была более либеральна и дипломатична. Она развивала в нас самостоятельное мышление. Историк - Федоров Анатолий Николаевич на его уроках можно было помечтать – он настолько ярко описывал исторические моменты – иногда рот открывался непроизвольно от переполняющего тебя любопытства и даже иногда создавалось впечатление перевоплощения в эти исторические персонажи. На его уроках была тишина идеальная… Ещё Тавитов Таймураз Борисович преподавал обществоведение – вспомнился и произвел на меня впечатление контраст, когда он нам читал уроки, строго вдалбливая общественное устройство СССР и на консультации – когда Строгий преподаватель смотрел на нас с нескрываемым волнением – какие же ещё нам не запомнились сюжеты истории Отечества. Бедный наш Вячеслав Васильевич – по-моему, для него действительно была ссылка в Катангли, с которой он так и не смог уехать вовремя. Первый его урок по биологии меня сразил наповал – он где-то в Катангли нашел пастушью сумку и объяснял на настоящем, но маленьком растении его строение, хотя для этого бы прекрасно подошли наглядные материалы, которыми была хорошо обеспечена наша школа в то время. Так вот ВВ - он иногда просто заворачивался в эти плакаты, а уроки химии – эти опыты с различными веществами – просто зажигали наш интерес и не давали возможности скучать на этих уроках. В общем, ВВ – скорее всего был творческим человеком, чем педагогом, потому что на его уроках проскальзывали элементы равенства учителя с учениками. Такое мог сделать только он. Что было опасного в наших специализированных кабинетах – так это лаборатории, куда страшно было заходить от изобилия там наглядных пособий. Многое можно вспомнить – сдачу экзамена по физике, после полуобморочного состояния от уже сданных экзаменов и то, как Черемных Г.И. чуть было не отобрала шпаргалку – последнюю надежду. И наш выпускной, и рассвет на берегу Охотского моря…

Уважаемые выпускники и учащиеся школ Ногликского района! У каждого из нас по-разному сложилась жизнь, но всех нас когда - то объединяла школа с её сложной историей, наши учителя и стремления к новым знаниям, общению! Надеюсь, что обсуждения проблем ваших учебных заведений позволят вам не только вновь пообщаться на интересующие вас темы, но и позволит разобрать наболевшие проблемы ваших сёл и посёлков! Фотоматериалы любезно предоставлены Д.Петуховым и С.Наумовой.

Комментариев нет: